Женский костюм средневекового Китая
В средние века в Китае продолжали развиваться ремесла, существовавшие с древних времен: изготовление шелка, производство керамики и фарфора. Китай считается родиной шелка, одежда из которого поражала воображение современников. На протяжении многих столетий секреты его производства тщательно скрывались от европейцев. И в настоящее время интерес к многовековой культуре быта Китая не угасает. Московский магазин качественной женской одежды оптом рад предоставить материал о женской одежде средневекового Китая. Использованы материалы публикаций Н.М. Мерцаловой.
Идеал красоты
У женщин ценилось белое, круглое, «как луна», лицо с яркими пухлыми губами и румяными щеками. Маленькие кисти рук и стопы ног считались признаком аристократизма. Поэтому девочкам в раннем возрасте надевали на ноги колодки, препятствующие росту стоп. Грудь также стягивали, уменьшали почти до плоского состояния, так как такая грудь считалась в Китае красивой. В женщине ценились образованность, умение музицировать, рисовать, вышивать, а также хорошие манеры.
Виды и формы одежды. Текстиль. Плечевые одежды китайцев были многослойными и по крою и виду напоминали халат с очень широкими цельнокроеными прямыми рукавами и различной формы бортами. Халат, который в древности был нижней нательной одеждой, в средневековом Китае стал самой популярной верхней одеждой. Халат запахивался слева направо. Ширина рукавов иногда достигала таких размеров, что они свисали до пола . Умение носить одежды с такими рукавами ценилось высоко и означало хорошее воспитание. Рукава иногда подвязывали, так как они мешали работать. Кофта аналогичного описанному покроя с глубоким запахом и высокой застежкой под правой рукой также была распространенным видом одежды. Халат, напоминавший сшитые вместе кофту и юбку, назывался шэньи, а комплект из кофты и юбки — ишан.
В костюме простых людей широкие рукава постепенно были вытеснены более удобными менее широкими. Вообще узкая одежда пришла в Китай от кочевников. Поясной одеждой мужчин были штаны, женщин — штаны и юбки. Однако иногда в роли штанов и у мужчин, и у женщин выступала несшитая юбка, надетая поверх халата. В Китае с глубокой древности научились получать шелковые нити из кокона шелкопряда. Терпеливый и трудолюбивый китайский народ сумел произвести ткань, которая высоко ценилась в древнем мире как на Востоке, так и на Западе. Высоко ценится натуральный китайский шелк и сейчас. Великий шелковый путь шел из одного конца света в другой, и тысячи километров преодолевались, для того чтобы доставить тюки с шелком в другие страны. В древнем мире 1 г китайского шелка стоил 1 г золота. Поэтому во многих странах китайский шелк распускали и из полученных нитей в сочетании с простыми делали полушелк.
Китайцы умели создавать и высокохудожественные тканые узоры с аналогичными сюжетами. Вытканные цветы имели столько оттенков, что казались живыми. Каждое изображение на шелке было своего рода миниатюрой. Ношение вышитых, расшитых одежд было привилегией высшей знати. Часто на халатах вышивались мифологические сюжеты и символы, приносящие счастье. Бабочка, например, символизировала радость, летучая мышь олицетворяла счастье. Многоцветные красочные шелковые ткани сложного переплетения — не единственное достижение китайцев в области ткачества и украшательства ткани. В Китае с древности существовали различные способы росписи шелка. Хотя китайцы носили в основном шелковую и шерстяную одежду, тем не менее хлопок, пришедший из Индии, с тринадцатого – четырнадцатого веков стал широко распространяться. До этого хлопчатобумажная ткань была привозной и стоила очень дорого.
В средневековом Китае для каждого сословия были установлены определенные виды одежды, цвета и сорта тканей. Популярность того или иного цвета имела региональный характер. Жители северных районов предпочитали ткани серого, голубого и синего цветов. На юге Китая наиболее распространенными были ткани белого и черного цветов. Текстиль для женской одежды использовался наиболее яркий. Часто это были набивные или тисненые ткани. Белые ткани шли на изготовление белья и подкладки одежды. Бедняки одевались в одежду из простых тканей. В северных районах Китая носили одежду из меха, войлока; теплую одежду, подбитую пухом птиц.
Женская одежда. Женский костюм включал плечевые одежды, что и мужской: запашную кофту с длинной юбкой плахтой или штанами, характерными для некоторых районов Китая, а также халат. Халат был неотъемлемой частью гардероба китаянок. Как и в мужском костюме, женский халат имел разные дополнения и отделку: шарфы, воротники, кайму и вышивку.
Низ штанов, подол, обшлага и подкладка широких рукавов кофты до локтя декорировались аппликацией, вышивкой шелком. Декор на подкладке рукавов был необходим, так как рукава имели отвороты.
В качестве нижней (нательной) одежды женщины и девушки носили узкую безрукавку на пуговицах, играющую роль корсета и бюстгальтера. Безрукавка стягивала грудь и корректировала фигуру.
Веер был необходимым дополнением к костюму китаянки. Кофта различных длины, ширины и декора в сочетании с юбкой или штанами до щиколотки — самая популярная одежда китаянок и в настоящее время.
Подборку материала выполнил Сергей Андрианов |